Структура и содержание профессиональной компетентности педагога

01.01.2016 14:35

В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной педагогической компетенции. Сегодня востребован педагог творческий, обладающий глубокими знаниями, способный к развитию собственных умений в современной системе воспитания и образования.
В словаре по социальной педагогике «компетентность» определяется как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.
В концептуальном словаре-справочнике по педагогической акмеологии профессионально-педагогическая компетентность трактуется как интегративная профессионально-личностная характеристика, включающая
достоинства и достижения педагога, определяющая готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми всоциуме в конкретный момент нормами, стандартами, требованиями.
По мнению А.А. Майера, модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, деятельности, результата и т.д.), о себе
как субъекте профессиональной деятельности. Она также должна включать опыт применения современных методов работы и творческий компонент.
В структуре методической компетентности ученые выделяют следующие компоненты: личностный, деятельностный, познавательный (когнитивный).
Личностный компонент методической компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации соотносится с умениями, связанными с психологической стороной личности педагога, и прежде всего с его коммуникативными умениями.
Деятельностный компонент включает в себя накопленные профессиональные знания и навыки, умение актуализировать их в нужный момент и использовать в процессе реализации своих профессиональных
функций. Также он предполагает овладение воспитателем исследовательскими и творческими умениями.
Познавательный компонент основывается на умениях, составляющих теоретическую подготовку воспитателя:
• аналитико-синтетические (умение анализировать программнометодические документы, выявлять методические проблемы и определять пути их решения, умение классифицировать, систематизировать методические знания);
• прогностические (умение прогнозировать эффективность выбранных средств, форм, методов и приемов, умение применять методические знания, умения, навыки в новых условиях);
• конструктивно-проектировочные (умение структурировать и выстраивать процесс обучения, отбирать содержание и формы проведения занятий, подбирать методики, методы и приемы, умение планировать
методическую деятельность).
Компетенции педагога дошкольного образования.
Воспитатели должны обладать основными компетенциями, необходимыми для работы с детьми дошкольного возраста.
Данные компетенции предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия детей через:
• непосредственное общение с каждым ребенком;
• уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников для совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:
• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
• развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
• развитие умения детей работать в группе сверстников;
• установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи и прощания, гигиенические процедуры, прием пищи, дневной сон), непосредственной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития каждого ребенка, через:
• создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
• организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
• поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
• оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к самосовершенствованию.
Используемая литература: Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. М.: Сфера, 2013.

Назад

Koнтакт

Сердце отдаю детям
РФ, Москва, Б. Очаковская

+7 (909) 649-87-57

© 2015 Все права защищены.

Создать бесплатный сайтWebnode