Предметно-пространственная среда в воспитании дошкольника

01.01.2016 14:49

Качество дошкольного образования (воспитания) определяется организационно педагогическими условиями, среди которых построение развивающей предметно-пространственной среды является важным и значимым.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая развитие ребенка.
Современная педагогика ориентирована на предоставление личности ребенка свободы и огромного «поля» самодеятельности, где общение с воспитателем строится на позитивных, личностно равноправных началах.
Предметно-пространственная среда выполняет по отношению к личности дошкольника информационную функцию, является средством передачи социального опыта, так как всякий предмет несет в себе определенные сведения об окружающем мире. Предметы расширяют «технический кругозор», обеспечивают художественное
восприятие, открывают мир музыки и искусства. Мир предметного окружения – это источник познания мира взрослого, его деловых качеств.
Выделяют основные функции предметно-развивающей среды для взрослых и детей.

Функции предметно-развивающей среды

Для детей
• Удовлетворение потребности в деятельности, познании.
• Ориентировка в окружающем.
• Накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
• Источник становления субъектного опыта ребенка.
• Развитие инициативы, воображения, творчества.
• Условие для развития всех специфических детских видов деятельности.
• Реализация ребенком права на свободу выбора деятельности.
Для взрослых
• Реализация содержания образовательной программы.
• Предоставление детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
• Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
• Организация деятельности детей.
• Влияние на воспитательный процесс.
Таким образом, предметно-развивающая среда должна отвечать потребностям обоих участников организации образовательного процесса – педагога и детей в совместной партнерской деятельности, а также в свободной самостоятельной деятельности детей.
Создавая предметно-развивающую среду, необходимо:
1) учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
2) систематически проводить анализ состояния предметно-развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, подразумевающими единство стиля, гармонию цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.
Основными направлениями преобразования предметно-пространственной среды в группах детского сада должны быть: отказ от жесткого зонирования в размещении развивающих центров, обогащение игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей дошкольного возраста, обеспечение соответствия оборудования и материалов, их размещение в пространстве с учетом возрастных и половых особенностей детей.
В практике работы часто возникает проблема оптимизации состава предметной игровой среды, которая рассматривается как важнейшая составляющая предметно-развивающей среды.
В ФГОС дошкольного образования говорится о необходимости оптимизации образовательного процесса и формирования содержательно насыщенной предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей. Это положение впрямую относится и к предметной игровой среде.
Литература: Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. М.: Центр педагогического образования, 2008

 

Назад

Koнтакт

Сердце отдаю детям
РФ, Москва, Б. Очаковская

+7 (909) 649-87-57

© 2015 Все права защищены.

Создать бесплатный сайтWebnode