Не запрещать, а играть. Интересные идеи и игры

08.07.2017 14:46

Авторы: Оксана Селявко, Елена Негодина.

Родители и воспитатели в наше время часто сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений об активном ребёнке. В нашем детском саду, как и в других, есть очень активные детки, настоящие непоседы. Хочется поделиться своим небольшим опытом в работе с неусидчивыми детьми.

Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность — направляйте ее в нужное русло. Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, спортивные занятия, игры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание, например физические упражнения, когда вы показываете одно, говорите другое, а ребёнок должен следовать только словесным указаниям. В своих отношениях с ребёнком мы придерживаемся «позитивной модели»: подчёркиваем его успехи, поощряем его усилия, особенно в тех видах деятельности, которые требуют концентрации внимания, поддерживаем сильные стороны ребёнка, помогаем стать знатоком в каком-либо деле, которое ему интересно и лучше даётся (шашки, шахматы, музыка, рисование).

Педагог-психолог помогает подобрать специальные игры, которые помогают частично решить такие проблемы, как дефицит внимания, импульсивность, очень высокая активность, неумение в течение длительного времени подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, а также быстрая утомляемость и плохое владение своим телом.

В своей работе с гиперактивными детками мы используем следующие идеи.

В группе у нас есть «МЕШОЧЕК КРИКА», в который ребёнок может покричать, выплеснуть вербальную агрессию, а после высыпать оттуда весь негатив. Ребята знают, где лежит этот «Мешочек», подходят и берут его сами. Они знают, что словом можно обидеть человека и ранить его. Поэтому «Мешочек» стал нашей «палочкой-выручалочкой» в конфликтных ситуациях.

Также у нас есть в группе панно, которое называется «ПОСЛУШНЫЕ РУЧКИ». Его мы используем перед занятием, когда нужно сконцентрировать внимание на какой-нибудь продуктивной деятельности. Допустим, перед занятием по рисованию ребёнок подходит к панно, на котором уже нарисованы ручки, прикладывает свои ладошки и говорит: «Ручки мои послушные, волшебные. Они помогут мне рисовать». Как правило, дети верят в чудеса и им это нравится. Но главное, что это работает.

В кабинете психолога лежит «ВОЛШЕБНЫЙ КОВРИК», на котором ребята могут выплеснуть свои эмоции, вернувшись в группу совершенно в другом настроении. «Волшебный коврик» полюбили все ребята, потому что на нём появляется возможность пошалить.

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

«Всё наоборот»

Эта игра наверняка понравится маленьким упрямцам, которые любят делать всё наоборот. Попробуйте на время игры поддержать их желание перечить. Взрослый в этой игре будет

ведущим. Он должен показывать самые разные движения, а ребёнок должен выполнять совершенно противоположные. Так, если взрослый поднял руки, ребёнку следует опустить их, если подпрыгнул — следует присесть, если вытянул вперёд ногу — нужно отвести её назад.

Примечание. Как вы, наверное, заметили, от игрока потребуется не только желание перечить, но и умение быстро мыслить, подбирая противоположное движение. Обратите

внимание ребёнка на то, что противоположное — это не просто другое, а в чём-то похожее, но различающееся в направлении. Дополнить эту игру можно упражнением на поиск антонимов, используя слова разных частей речи: «тёплый» — «холодный», «бежать» — «стоять», «сухой» — «мокрый», «добро» — «зло», «быстро» — «медленно», «много» — «мало».

ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ

«Солдат и тряпичная кукла»

Самый простой и надёжный способ научить детей расслабляться — это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Это можно сделать в игровой форме.

Предложите ребёнку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу: вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит военного, как только вы скажете слово: «Солдат». Ребёнок некоторое время стоит в напряжённой позе, пока вы не произнесёте другую команду: «Тряпичная кукла». Выполняя её, ребёнок должен максимально расслабиться, слегка наклониться вперёд так, чтобы его руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите ему представить, что всё его тело мягкое и податливое. Затем игрок снова должен стать «солдатом», потом снова «куклой» — и так до окончания игры.

Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления.

ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

«Ожившие игрушки»

Спросите у ребёнка, что, по его мнению, происходит ночью в магазине игрушек. Выслушайте его версии и предложите представить, что ночью, когда нет покупателей, игрушки оживают. Они начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы

не разбудить сторожа. Изобразите сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка, и пусть ребёнок постарается угадать, кто это. Но ответ он должен не выкрикнуть, а записать

или нарисовать на листке, чтобы своим шумом не выдать оживших игрушек. Затем пусть ребёнок сам превратится в любую игрушку, а вы по стараетесь отгадать, в какую. Обратите внимание, что вся игра должна проходить в абсолютной тишине. Когда вы почувствуете спад интереса у ребёнка, то объявите, что светает, — тогда игрушки должны снова встать на свои места, и таким образом игра будет окончена.

Примечание. В данной игре ребёнок приобретает навыки общения, а также развивает самоконтроль, ведь когда он догадался, какую игрушку вы изображаете, ему так хочется тут же сказать об этом, а ещё лучше, крикнуть, но правила игры не позволяют сделать этого.

Когда он сам изображает игрушку, ему снова нужно приложить усилия, чтобы не издавать звуков и не подсказывать взрослому.

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ

«Молчу — шепчу — кричу»

Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребёнка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках: например, когда вы прикладываете палец к губам, ребёнок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно, а если вы положили руки под голову, как во время сна, ребёнку следует замолчать и замереть на месте. Когда же вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

Назад

Koнтакт

Сердце отдаю детям
РФ, Москва, Б. Очаковская

+7 (909) 649-87-57

© 2015 Все права защищены.

Создать бесплатный сайтWebnode