Формирование речевых навыков дошкольника
15.07.2017 15:03
Одним из основных показателей уровня развития интеллектуальных способностей дошкольника можно считать богатство его речи. Методы ТРИЗ-технологии позволили создать популярные в дошкольной практике методики по формированию речевых навыков дошкольников, которые наилучшим образом (быстро и качественно) позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. Основной формой обучения является система творческих заданий, реализация которых
1. Позволяет гарантированно научить детей 3-7 лет создавать образные характеристики объектов (сравнения, загадки и метафоры);
2. Развивает у воспитанников способность к созданию рифмованных текстов;
3. Обеспечивает обучение детей составлению рассказов по картине 2-х типов: реалистического и фантастического;
4. Формирует читательские навыки у дошкольников: умение представить, вообразить словесные картины событий, действия, внешность героев, их поступки, понять взаимоотношения; производить анализ прочитанного; при этом обеспечивает эмоциональный отклик на произведение на протяжении всего периода изучения литературного произведения;
5. Развивает способность составлять сказки различных типов.
Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения созданию сравнений (первый этап). В младшем возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и т. д. На 5-ом году жизни усложняем задачу: в составляемой фразе не произносится признак, а остается только его значение (одуванчики желтые, как цыплята). Далее ребята учатся делать сравнения с другими объектами без помощи взрослого по выбранному самостоятельно признаку.
Затем отрабатывается умение составлять загадки (второй этап). Работа в этом направлении начинается с 3,5 лет.
На заключительном этапе дети 6 лет вполне справляются с составлением метафор на полуактивном уровне, т.е. в сотворчестве с педагогом (третий этап).